Бокал для шампанского
Шампанское – напиток, неизменно ассоциирующийся с праздниками и торжественной обстановкой. Его изысканный и аристократичный вкус уже давно стал атрибутом как небольших церемоний, проводимых в узком семейном кругу, так и публичных приёмов, отличающихся большим скоплением гостей. Редкое мероприятие обходится без него – хотя бы одна бутылка этого напитка обязательно найдётся на праздничном столе и в Новый год, и на свадьбе, и на дне рождения.
В поверхностном понимании потребителя, не посвящённого в тонкости сортового разграничения, названием «шампанское», как правило, обозначаются все игристые вина. Однако ценитель, посвятивший некоторое время изучению того, как виноделие развивалось и двигалось к его теперешнему состоянию, скорее всего, возразит, что это наименование принадлежит лишь определённому сорту напитков, производимому из установленной разновидности винограда. Также для называния вина шампанским обязательно произрастание сырья для него во французском регионе Шампань, от которого и произошло общеизвестное название.
Виноделы по всему земному шару выпускают немалое количество сортов игристых вин, и шампанское – только один из их представителей, хотя, пожалуй, и наиболее известный и распространённый среди ценителей алкоголя. Будучи столь знаковым продуктом винной индустрии, шампанское просто не могло не оказаться окружённым целой плеядой обязательных ритуалов и элементов, сопутствующих употреблению.
История создания шампанского тянется корнями к Средневековью и даже более ранним периодам – впервые виноград на территории нынешней Шампани высадили ещё древние римляне. Вино, выпускавшееся жителями региона, приобрело некоторую известность, однако по большей части эта заслуга принадлежит географическим особенностям местности, находившейся на перекрёстке важных торговых путей, а не собственным вкусовым качествам продукта. Первые серьёзные изменения в восприятии шампанского, носившего тогда название «реймсского» вина, начали происходить после коронации в местном соборе Гуго Капета, первого французского короля из династии Капетингов. Впрочем, хотя эта церемония ввела напиток в ранг «королевского», фактически он по-прежнему оставался слишком блёклым по сравнению с продукцией соседей – сказывался климат, не отличающийся благоприятностью для виноградарства.
Что же касается наличия характерных пузырьков газа, их появление в шампанском так же легко объясняется погодными условиями, в которых выдерживали своё вино жители Шампани: слишком низкие температуры региона приводили к приостановке и, в дальнейшем, возобновлению брожения, из-за чего в закупоренных бутылках и происходило высвобождение углекислого газа. При этом достаточно долгое время эта особенность считалась недостатком шампанского, и французские виноделы старательно искали способы избавления от пузырьков. Несмотря на это, заграничным покупателям, в том числе королевским особам, пришлась по вкусу эта уникальная черта напитка, который среди них пользовался заслуженной популярностью. Постепенно наличие в шампанском углекислого газа, оседающего на поверхности стаканов виде пузырьков, стало восприниматься производителями в положительном свете, а на стыке периодов барокко и классицизма игристое вино и вовсе стало занимать лидирующие позиции среди знатоков.
Однако перед тем как приобрести наиболее близкий к сегодняшнему вид, шампанское претерпело ещё одну значительную метаморфозу. До XIX в. шампанское имело мутный, непрозрачный оттенок, возникавший из-за осадка, избавление от которого приводило и к потере игристости. Метод ремюажа, разработанный унаследовавшей винодельческую фирму погибшего мужа француженкой Николь Клико, позволил решить эту проблему. С тех пор шампанские вина имею безупречно прозрачную консистенцию, а имя вдовы Клико навсегда вошло в архивы винной истории, став, помимо прочего, легендарным брендом этой индустрии.
Одна из важных традиций, связанных с производством и дегустацией игристых вин – выбор подходящей посуды. К бокалам для шампанского, как и для большинства других алкогольных напитков, предъявляются конкретные стандарты, соблюдения которых требуют особенности напитка, его вкусовой гаммы. При этом в границах этих требований к бокалам допустимы всевозможные вариации, ограниченные лишь фантазией производителя и пожеланиями покупателей.
Первое и, наверное, фундаментальное условие – материал, из которого изготовлены бокалы. На этот счёт бытуют разные мнения; согласно одному, игристые вина надлежит пить исключительно из хрустальных бокалов. Нельзя сказать, что этот взгляд в корне неверен – бокалы для шампанского из хрусталя и в самом деле предпочтительнее других для дегустации шампанского, однако это не значит, что при желании нельзя для этого использовать стеклянные. Различие между этими материалами чисто техническое, оно состоит в доле окислённого свинца, входящего в их состав. Наличие большего количества этой примеси делает хрусталь тяжелее и мягче, податливее, чем стекло: такую поверхность бокала для шампанского проще поддаётся гравировке, благодаря чему она может быть украшена всевозможными деталями. Кроме того, отличить этот материал можно просто по внешнему виду: в отличие от стеклянных, хрустальные бокалы для шампанского преломляют свет, поэтому при взгляде сквозь них предметы слегка искажаются.
Второе требование – размер ёмкости, этикет предполагает использование бокалов, не превосходящих объёмом 200 мл, при этом они заполняются не доверху, а на треть или на половину – в зависимости от сорта дегустируемого напитка, а также геометрии бокала и других его особенностей. Третье требование – наличие у бокала длинной ножки. Помимо того, что она играет роль декоративного, украшающего элемента, также её используют для удержания бокала и сохранения напитка от тепла рук, которое может негативно повлиять на его вкус.
На протяжении продолжительного периода времени самым распространённым видом бокалов для шампанского оставался «кубок» или «блюдце», пользовавшийся бешеной популярностью среди представителей соответствующих сословий начала XX в. и более ранних эпох. Отличительная особенность, выделяющая эту утварь для игристых вин на фоне всей остальной – низкая и широкая чаша небольшого объёма. Также в некоторых вариантах края «кубка» бывают вывернуты внутрь. В наше время такой бокал прочно ассоциируется с винтажом и классической эпохой, что не мешает ему по-прежнему появляться в обиходе как атрибуту всевозможных тематических вечеринок, заведений или даже домашней сервировки особо утончённых знатоков вина. К сожалению, за исключение привлекательной элегантности, такой бокал для шампанского не отличается значительной практической пользой: в нём шампанское быстро выдыхается и теряет во вкусе. Кроме того, из-за особенностей чаши вы рискуете расплескать напиток.
В большей степени распространённая и привычная для обывателя форма называется «флейтой». Её отличает постепенно расширяющаяся кверху высокая и узкая чаша, посаженная на ножку средней или большой длины. В практическом смысле такой бокал гораздо лучше подходит для дегустации шампанского и других игристых вин: букет ароматов, характерный для этого напитка, формируется с помощью узости фужера, на дне и стенках которого не задерживаются пузырьки, быстрее попадающие на поверхность. Впрочем, использовать такую разновидность бокала рекомендуется далеко не во всех случаях: например, для шампанского, отличающегося большим разнообразием оттенков вкуса, понадобится другая ёмкость, поскольку сравнительно небольшая поверхность бокала затрудняет должную концентрацию всех его оттенков.
Для таких качественных напитков больше подойдёт бокал «тюльпан», чья чаша напоминает «флейту», однако слегка сужается в верхней трети. Эта особенность фужера сохраняет все достоинства узких бокалов для шампанского, помогающих сформировать определённый вкус напитка, однако здесь к ним добавляется также и сохранение его многогранности при дегустации высоких игристых вин. Широкая часть чаши позволяет гармоничным оттенкам и ароматам шампанского полнее раскрыться, а узкая концентрирует их перед тем, как будет сделан глоток. Такой бокал обязательно иметь в арсенале тем, на чьём столе дорогие сорта игристых вин – частые гости.
Встречаются и исключительные ситуации, в которых для дегустации шампанского используются бокалы, предназначенные для белых или даже красных вин. Однако к такому ходу допустимо прибегнуть лишь в том случае, когда в вашем распоряжении оказалось шампанское наивысшего класса, с настолько сложным рисунком вкуса, что отдельные знатоки сравнивают его с музыкальной симфонией. В этой ситуации напитку понадобится гораздо больше места для раскрытия органолептического потенциала, чем в традиционных бокалах для шампанского.
Существуют и другие, менее распространённые формы бокалов для шампанского, каждая из которых отличается собственными достоинствами. Например, узкие вытянутые ёмкости, с одинаковой по всей высоте шириной привлекают ценителей простотой и скромностью, классическим стилем. По свойствам они похожи на «флейты» – в них оптимально раскроется букет игристых напитков, не насыщенных многочисленными излишками и следующих чёткой вкусовой линии. Также немало дизайнерских бокалов, украшенных всевозможными гравировками и инкрустациями, выполненными в причудливой форме. Хотя они и выполняют своё основное предназначение, вряд ли кто-то станет сомневаться, что по большей части их предназначение сводится к тому, чтобы поразить воображение угощаемых гостей.
До тех пор, пока искусство создания вина и шампанского не остаётся на одном месте, продолжат появляться и новые разновидности бокалов, изысканных и скромных, практичных и декоративных. Пока будут создаваться новые сорта вин, пока искушённые ценители будут наслаждаться первосортными образцами этой индустрии, сложный и многогранный ритуал дегустации продолжит пополняться всё новыми, всё более совершенными бокалами для шампанского.