Бокалы для белых и красных вин
Культура употребления алкогольных напитков, только зарождающаяся в нашей стране, включает в себя длинный список разносторонних элементов, складывающихся в итоге в ту органолептическую картину, которой насладится ваш гость (или вы сами). Если же речь идёт о дегустации вина, среди требующих внимания факторов оказываются, помимо прочего, и столь мелкие детали, что некоторые виноделы упорно не воспринимают их всерьёз.
Подготовка к употреблению виноградного нектара включает особенности, известные, пожалуй, каждому, кто хоть единожды сталкивался с ним – например, то, что вино хранится при соответствующей температуре. Другие же мелочи считаются, по большей части, неуместными и излишними – и в первую очередь здесь говорится о выборе подходящего бокала для дегустации, который также играет не последнюю роль в формировании вкуса вина. Мало того – для разных сортов вина, как правило, используется разная посуда: красное и белое вино не рекомендуется употреблять из одного и того же бокала.
Винный этикет сравнительно молод: если само искусство приготовления винных напитков насчитывает сотни лет, то свод правил их употребления начал формироваться не так давно. Создание первых винных бокалов датируется XVIII в., однако наибольшее распространение эта идея получила гораздо позже, в 70-х годах XX в. Сейчас общепринятый принцип предусматривает тщательный подбор питьевой посуды, во время которого следует руководствоваться особенностями самого вина: отличие между красными и белыми сортами диктуют и то, какие их качества потребуется усилить, подчеркнуть, а какие, наоборот, необходимо будет заглушить, отодвинуть на задний план.
Прежде всего, стоит обратить внимание на материал, из которого изготовлен бокал для белого или красного вина. Полнее раскрыть вкусовую гамму вина поможет стекло или хрусталь, при этом поверхность чаши должна быть гладкой, без граней и украшающих элементов, а её толщина не должна превышать 1 мм. Кроме этого, для дегустации вина подойдёт бокал на ножке – это помогает избежать преждевременного согревания теплом рук напитка, заранее охлаждённого до нужной температуры. Впрочем, и из этого правила существуют исключения.
Так, важное условие употребления красного вина – постепенное нагревание, что помогает ему ярче раскрыть грани и оттенки своего букета. Поэтому к бокалам для красного вина в винном этикете предъявляются соответствующие требования: желательно, чтобы чаша имела удобную для обхвата ладонью форму, близкую к шарообразной, а длинная ножка при этом не нужна – хватает и средней. Это помогает вину получать необходимое тепло и распределяет его подходящим образом: материал бокала не перетягивает на себя излишки.
При этом одно вино другому рознь – подходящий для одного сорта бокал будет воспринят в качестве дурного тона, подумай вы подать в нём другой. Как правило, для красного используются два основных вида: «Бордо» и «Бургундия». И тот, и другой отличаются впечатляющим объёмом: до 600-700 мл. Это связано с тем, что красному вину в течение дегустации требуется контакт с кислородом, поэтому бокал для красного вина наполняется на 100-200 мл – остальной объём служит катализатором аромата.
Бокал «Бордо» имеет сужающуюся к верху чашу, рекомендуемую для раскрытия вкусовых качеств вина, богатого танинами, но не излишней кислотностью. Впрочем, его использование допустимо для употребления любых красных вин: особенности формы и обильное соединение ароматических составляющих с кислородом сыграет им только на пользу.
Второй вариант – бокал «Бургундия». По высоте сравним с «Бордо», однако чаша шире, за счёт чего и объём «Бургундии», как правило, больше. Кроме того, это увеличивает контакт вина с кислородом. Такие бокалы используют для дегустации вин с высокой кислотностью и низким содержанием танинов. Это, например, сорта Шардоне, Пино-нуар, Неббиоло и т.д.
Что же касается бокалов для белого вина, они представляют полную противоположность описанным ранее. Однако они действуют по тем же принципам главенствующего утилитаризма (а не внешней красоты). При употреблении белых сортов важно сохранить прохладу напитка на протяжении всей дегустации, и это тот случай, когда для держания бокала пригождается ножка. Поскольку предполагается, что сомелье будет держать бокал за неё, она изготавливается длиннее и удобнее для обхвата. Кроме того, белому вину не требуется насыщение кислородом, что сказывается, в свою очередь, на форме чаши: она скорее вытянутая, чем широкая. И, наконец, объём такой посуды также заметно меньше: он держится в пределах 300 мл. Также винный этикет допускает ещё одно отличие: бокал для белого вина может быть украшен декоративными элементами, узором или попросту быть непрозрачным.
Многообразие форм посуды для белых вин значительно свободнее, чем для красных. Так, здесь используется и аналог традиционно «красного» бокала «Бордо», но немного меньший по объёму, и другие, более своеобразные разновидности. Как правило, они имеют тюльпанообразные чаши. Молодые сорта рекомендуется употреблять из форм со слегка вывернутыми краями – считается, что это помогает раскрыть их фруктовые освежающие нотки. Ёмкость при этом не нужно заполнять доверху: оптимальный уровень составляет примерно треть бокала. Оригинально на фоне всего этого смотрится бокал для белого вина «Шардоне» – из-за своей шарообразности он больше похож на посуду для красного вина, однако из него рекомендуется пить напитки со средним уровнем кислотности, сладкими оттенками ванили и карамели, присущими белому.
Поначалу может показаться, что всё это разнообразие с трудом поддаётся восприятию и понимаю, однако такое впечатление ошибочно. Чтобы в полной мере погрузиться в мир винных бокалов, украшающих и дополняющих дегустацию, достаточно набраться опыта, который позволит вам выбирать их с тем же мастерством, с которым опытный ценитель вина выбирает бутылку напитка для вечернего угощения гостей.